Ысыах – это традиционный праздник якутов, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа Саха, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, его нравственные принципы, обычаи и мировоззрение, выражающие торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. Слово Ысыах означает «изобилие», он связан с культом солнечных божеств, плодородия.
На выставке представлены работы графиков В.Р. Васильева, В.С. Карамзина, И.Д. Корякина, Э.С. Сивцева, живописные произведения В.С. Карамзина, М.Н. Магатыровой, скульптура С.К. Прокопьева, а также деревянная и берестяная утварь XVIII – XX веков якутских мастеров. Художники Якутии во все времена обращались к теме национального праздника ысыах. Заметным явлением в культурной жизни Республики Саха явились иллюстрации к героическому преданию «Нюргун Боотур Стремительный», выполненные в 1973 году Э.С. Сивцевым, В.С. Карамзиным и И.Д. Корякиным для издания олонхо на русском языке в переводе В. В. Державина. В иллюстрациях воссозданы мощный дух и образная система якутского эпоса. Ключевые образы эпоса олонхо – Мировое древо с концепцией мироздания, Срединный мир, на который обрушивается ярость Верхнего и Нижнего миров, блистающий доспехами воин-богатырь и конь, обряженный в нарядную сбрую, – существо, «вскормленное космическим круговоротом», красавицы Среднего мира, эпический пир-праздник ысыах, кумысная утварь, коновязь и жилище со всеми присущими ему атрибутами своеобразно трансформируются в пространстве искусства. График и живописец, заслуженный художник РСФСР Владимир Карамзин обладал редким даром проникать в самую суть вещей и явлений. Изображая сюжеты традиционных праздников и обычаев, он дает им свою интерпретацию. На выставке представлены живописное полотно «Торжество» (1983) в русле монументального панно и серия литографий «Ысыах» (1976), где художник изображает сцены из праздника ысыах: осуохай, тюсюлгэ, спортивные игры и др. Он старался передать очарование якутских мелодий, поэзию художественных ремесел, красоту духовного мира своих земляков, их неиссякаемый талант. Отличительной чертой искусства Валериана Васильева является глубина и богатство образного содержания. В его произведениях органично сочетаются тончайшая лиричность и мудрость философа. Это трагическое и просветляющее напряжение исторических коллизий, передающий дух времени в серии линогравюры «Старые якутские мастера» (1967), отражающие раздумья мастера о национальных культурных корнях, преемственности современного искусства и традиционного творчества.
Скульптура Семена Прокопьева обращена не только к обыденной, будничной жизни, она запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке («На берегу», «Облака», «Соприкосновение»). Для живописи М.Н. Магатыровой характерны интерес к жизненным явлениям, к судьбам своих героев, их внутреннему миру. В работах «Поющий луг» и «Утро» из триптиха «Благословенная земля» (1987) в поле зрения присутствует небо с его простором, глубиной, свободой, состояние и освещение которого во многом определяет эмоциональную сущность произведения. Экспозицию органично дополняет предметный мир национального праздника ысыах: кумысная утварь, в частности деревянные сосуды чороон XVIII-XIX вв., матаарчах, воронка и ковши XIX-нач.XX вв. работы неизвестных мастеров, предметы утилитарного значения из бересты: короб с крышкой мастерицы П.В. Аммосовой-Осиповой, комплект для принадлежностей рукоделия А.Ф. Оконешниковой, сосуд из комплекта для невесты А.Г. Гаврильевой; плетеные циновки из конского волоса Ж.П. Хунгеевой и А.С. Кривошапкиной.
Выставка открыта для посетителей с 16 июля 2020 г. в основном здании НХМ РС (Я) по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 11, фойе II этажа.
Справки по тел.: 8 (4112) 33-52-79.