Счетная палата Якутии обратилась в республиканскую прокуратуру и следственное управление — аудиторы просят принять меры реагирования по фактам нецелевого использования средств с признаками уголовного преступления при реализации программы Общереспубликанского движения добрых дел (ОРДДД) «Моя Якутия в XXI веке». Об этом говорится в отчете о проверке расходования бюджетных средств на сами «добрые дела», опубликованном на сайте республиканской Счетной палаты.
В документе уточняется, что обращение направлено «в прокуратуру РС(Я) и следственное управление Следственного комитета РФ по РС(Я) для принятия мер реагирования по выявленным нарушениям нецелевого использования бюджетных средств, имеющим признаки уголовного преступления».
ВАМ ПИСЬМО
Помимо обращений в правоохранительные органы Счетная палата направила представления для устранения выявленных нарушений и недостатков в адрес республиканских и муниципальных служб, органов власти и бюджетных учреждений.
В списке адресатов — Министерство строительства Республики Саха (Якутия), ГКУ «Служба государственного заказчика РС (Я)», администрации муниципальных районов (улусов) и наслегов (Амгинский, Среднеколымский, Усть-Алданский улусы, Эмисский и Чапчылганский наслеги), культурный центр имени Е.А.Захаровой – Саха Куерэгэйэ (Эмисский наслег), детский сад № 9 «Сардана» с. Дюпся (Усть-Алданский улус), Чаранский центр досуга имени Ильи Ивановича Находкина.
Министерству финансов Якутии Счетная палата предложила принять «решения о применении бюджетных мер принуждения». Кроме того, в адрес главы и правительства республики направлены информационные письма. Они содержат изменения, которые, по оценке СП республики необходимо внести нормативно-правовую базу ОРДДД «Моя Якутия в XXI веке».
В частности, предлагается исключить возможность строительства объектов «непрофильными учреждениями», а сами объекты ОРДДД включить в Инвестиционную программу Якутии в части ее отраслевых программ. Министерству строительства предложено обеспечить контроль «за соблюдением целевого и эффективного использования средств субсидии муниципальными образованиями». Ему же предлагается «включить в федеральный реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования объектов ОРДДД».
Меры реагирования по выявленным нарушениям градостроительного законодательства и некачественно выполненным работам на объектах ОРДД придется принять и управлению Гостройжилнадзора.
ПРОСЛАВИТЬСЯ ХОРОШИМИ ДЕЛАМИ
Напомним, что старт Общереспубликанскому движению добрых дел «Моя Якутия в XXI веке» был дан в 2000 году. «Движ» был создан, чтобы совместными усилиями правительства республики, муниципалитетов, компаний и граждан строить и реконструировать объекты социальной сферы и муниципальное жилье для молодых специалистов.
К ОРДД подключилось большинство муниципальных образований, кроме городов Якутск и Жатай и Нерюргринского района. За 18 лет реализации мероприятий «Моей Якутии» введено в эксплуатации 1094 объектов (284 объектов образования, 255 объектов культуры, 182 объекта спорта и физической культуры, 122 жилых домов для молодых специалистов, 81 объект здравоохранения, 170 прочие объекты).
Три года назад в Сочи на площадке инвестиционного форума практика якутских «добрых дел» вошла в топ-20 лучших региональных инициатив. Всего же в конкурсе АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов участвовало 300 проектов-практик из регионов России.
А ЧТО НЕ ТАК?
Проверку Счетная палата проводила не по всем 18 годам деятельности «Моей Якутии». В фокусе «счетоводов» — объекты последних трех лет, с 17 по 19-ый годы. А выводы аудиторов СП после проверки представляют интерес не только для чиновников и представителей надзорных и правоохранительных органов, но и для широкого круга жителей республики.
Вот только один из них: «предоставление субсидий из госбюджета на реализацию ОРДДД «Моя Якутия» бюджетам муниципальных образований в рамках непрограммных расходах госбюджета, по мнению Счетной палаты, не соответствует программно-целевому принципу формирования расходов госбюджета».
«В проверяемом периоде на реализацию мероприятий ОРДДД «Моя Якутия» Законами о госбюджете, Инвестиционной программой РС(Я) предусмотрено бюджетных средств в объеме 855 714 тыс. рублей (исполнение 432 588 тыс. рублей), в том числе: за 2017 год – 198 390 тыс. рублей (исполнение 96 668 тыс. рублей, или 48,7 % от плана СБР); за 2018 год — 307 324 тыс. рублей (305 930 тыс. рублей (99,5%)); за 2019 год – 350 000 тыс. рублей (на 01.07.2019г. исполнение 29 990 тыс. рублей, или 8,5% от плана СБР)», — говорится в отчете СП.
Проверяли 580 331 тыс. рублей (тысячи тысяч — это на самом деле миллионы — прим. «Вести Якутии), в том числе 432 588 тыс. рублей госбюджета, 147 743 тыс. рублей местных бюджетов, или 79% от объема выделенных средств. Из них на объектах муниципальных образований проверено 236 592 тыс. рублей (114 389 тыс. рублей госбюджета, 122 203 тыс. рублей муниципального.
«Общий объем нарушений, недостатков и рисков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, составил 94 204 тыс. рублей (47 761 тыс. рублей/46 443 тыс. рублей), 510 фактов, или 16% от общего объема проверенных средств, в том числе нарушений — 89 047 тыс. рублей (498 фактов), недостатков – 1857,9 тыс. рублей (9 фактов), рисков — 3 299,6 тыс. рублей (3 факта)», — отмечается в отчете.
Счетная палата уточнила, что 12 визуальных осмотров объектов проверки также «выявили нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий ОРДДД «Моя Якутия», и некачественное строительство объектов».
НЕПРИГЛЯДНЫЕ ПРИМЕРЫ
В качестве примеров нецелевого расходования средств приводятся оплата невыполненных объемов работы, оплата работ, выполненных ранее по другому муниципальному контракту, завышение стоимости выполненных работ. Всего таких фактов выявлено девять, о сумму более, чем 13,7 млн рублей.
Объекты, где обнаружили эти и другие манипуляции с финансам «добрых дел» — центр культуры, сквер имени Кюннюк Урастырова, реконструкция музея-усадьбы поэта В.М.Новикова в селе Эмиссы и спортзал в селе Чаплчылган Амгинского улуча (8,6 млн рублей), детский сад и двухквартирный жилой дом в селе Налимск. детский центр искусств в Среднеколымске Среднеколымского района (4,7 млн руб.) и культурно-спортивный комплекс «Чаран» в Хориском 1-ом наслеге Усть-Алданского улуса (403 тыс. рублей) .
«При этом в ходе проверки устранено нецелевое использование бюджетных средств в размере 244,9 тыс. рублей, в том числе: 219,6 тыс. рублей – Среднеколымский улус (выполнены работы по устройству крыльца пожарного выхода), 25,3 тыс. рублей — Амгинский улус (выполнены работы по устройству слухового окна)», — сообщает СП Якутии.
Неэффективно по оценке СП были использованы бюджетные средства в размере почти 2 млн рублей (работы принимались и оплачивались при наличии гарантийного письма). Так в селе Дюпся при строительстве детсада на 50 мест в ходе проверки выполнены работы по устройству цокольного перекрытия, перегородок, установке окон; а на объекте «Реконструкция музея-усадьбы народного поэта Новикова В.М Кюннюк Урастырова в с. Эмиссы» установлена скульптура коня (через полгода после оплаты); установлены семь свай, не задействованных при строительстве Детский центра искусств в Среднеколымске.
Масса нарушений была выявлена и в «оформлении» объектов ОРДДД. Речь идет о нарушениях при формировании бюджета (проверки сметной стоимости строительства), порядка предоставления и расходования субсидий, при закупках, отсутствии софинансирования местного бюджета и других нарушениях.
И ДОЛГОСТРОИ В ПРИДАЧУ
«Проверкой выявлено ежегодное нарушение сроков ввода объектов в эксплуатацию. Так, в 2017 году введено в эксплуатацию 43 объекта (95,5% от плана), в том числе с нарушением срока ввода введено 10 объектов, в 2018 году введено в эксплуатацию 36 (94,7% от плана), в том числе с нарушением срока — 12 объектов», — говорится в отчете Счетной палаты республики.
Отмечается также, что учет количества объектов введенных в эксплуатацию ведется без наличия фактически выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в отчетном периоде, что свидетельствует о завышении количества введенных объектов.
«Так, в ходе инвентаризации выявлены факты эксплуатации объектов при отсутствии разрешений на ввод и акта приемки законченного строительства: Верхневилюйский (3), Кобяйский (1), Нюрбинский (1), Эвено-Бытантайский (2), Сунтарский (1)», — приводятся примеры в отчете СП.
По данным отчетности по состоянию на 1 января 2019 года ведется строительство 71 объекта, объем затрат по которым составил 542 млн. рублей.
По причине приостановления финансового обеспечения, неудовлетворительной работы подрядчиков, а также внесения изменений в сметную стоимость приостановлено строительство 16 объектов по 9 муниципальным образованиям: Абыйский (2), Аллаиховский (1), Алданский (1), Верхнеколымский (1), Нижнеколымский (1), Олекминский (2), Среднеколымский (3), Таттинский (3), Усть-Янский (2). — при этом на них уже потрачено 136,4 млн. рублей.
Более 17 объектов на сумму капитальных вложений 118 млн. рублей строятся уже более 5 лет: Абыйский район (2), Алданский (1), Амгинский (1), Булунский (1), Верхневилюйский (1), Момский (1), Нижнеколымский (2), Олекминский (1), Таттинский (2), Усть-Янский (2), Усть-Алданский (1), Среднеколымский (2).
«Счетная палата РС(Я) сделала вывод, что использование средств в рамках мероприятий ОРДДД «Моя Якутия» в 2017– 2018 годах недостаточно результативно«, — резюмируется текущее положение «добрых дел» в отчете по результатам проверки.
«Вести Якутии» проследят за реакцией прокуратуры и СУ СК на обращения Счетной палаты республики.