По утверждению верующих в Айыы, для народа саха одним из сакральных мест является озеро Сайсары и его окрестности. Они обращались к властям Якутии с просьбой выделить там участок для строительства культового объекта «Айыы Таҥара дьиэтэ». Однако, как выяснилось, там планируется построить автостоянку. Этот факт возмутил последователей тенгрианства.
Утверждение общественников о сакральности озера Сайсары и его окрестностей основывается на рукописях известного якутского писателя Николая Якутского, хранящихся в архивах ЯНЦ СО РАН.
«В архиве ЯНЦ СО РАН хранится рукопись Н.Г. Золотарева – известного якутского писателя Николая Якутского, который в августе 1941 г. провел на Тыгыновом кургане раскопки древнеякутского погребения, вместе с сотрудниками краеведческого музея им. Ярославского В.Н. Чемезовым и Г.М. Васильевым (Золотарёв Н.Г., 1941; Берёзкин И.Г., 1995). По описанию Золотарева, в 1936 г. строители начали брать песок на нужды городского строительства с южного склона «кургана». При этом была разрушена могила женщины, кожаная одежда которой была украшена бусами белого, черного и зелено-голубого цвета, а также медными украшениями. На юго-западной стороне булгунняха было разрушено еще несколько древних погребений. В августе 1941 г., при осмотре поверхности «кургана», в северо-восточной его части, Н.Г. Золотаревым было обнаружено около 6 разрушенных погребений, о чем говорили валявшиеся в беспорядке человеческие кости, куски досок от гробов и одежда погребенных. Золотаревым была обнаружена шейная гривна (кылдьыы симэх), серьги из медной проволоки, с нанизанными на них белыми и черными бусами, а также куски соболиного меха и ровдужная одежда. В разрезе булгунняха на глубине 50 см было обнаружено целое погребение в деревянном гробу, которое было раскопано 18 августа 1941 г. Н.Г. Золотаревым, В.Н. Чемезовым и Г.М. Васильевым. Гроб был ориентирован головной частью на юг и покрыт сверху берестяной простыней, сшитой из отдельных кусков волосяной ниткой. Данные материалов ясно показывают, что это погребение знатного воина», — пишет в Фейсбуке Лена Федорова, исполнительный директор Международного фонда исследования Тенгри.
Основываясь на этих материалах, она считает, что для саха озеро Сайсары и его окрестности имеют историческое, культурное и сакральное значение.
Лена Федорова сослалась также на роман Василия Далана о Тыгын Дархане, где описывается ысыах на берегу озера Сайсары.
«Народный писатель много работал с историческим, архивным материалом. Не зря исторически там находится и ипподром. Не зря там и городские ысыахи шли. Именно поэтому и было выбрано место радиополя для комплекса Земля Олонхо», — напомнила она.
Сегодня о проекте «Земля Олонхо» молчат, а территория осваивается под другие объекты, в частности построен музей «Россия – моя история».
Последователей тенгрианства возмущает тот факт, что на берегу священного озера Сайсары, возле ЦСП «Триумф», возведен арт-объект «Первобытный мираж», выполненный по эскизу известного уличного художника Окуда Сан Мигеля компанией «Саха-Сталь». По мнению Лены Федорой, эта скульптура не может быть созвучна традиционным ценностям народа саха.
«Художник, воспевающий западные ценности, свободную любовь, для нас, возможно, и любопытен, но непритягателен. И не он, ни его произведения для нас не настолько распрекрасны, чтобы располагать их как идол, как божество на самом сакральном для нас месте — на берегу Сайсары», — поясняет Федорова.
Как считает Лена Федорова, арт-объект современного искусства олицетворяет символ ЛГБТ – объединение людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией и обращается с вопросом к директору ЦСП «Триумф» Павлу Пинигину: «Думал ли он об этом, когда разрешал ставить эту «голову» на территории Триумфа?».
Как следует их сообщения Лены Федоровой, верующие в Айыы и общественники обращались в властям с просьбой построить на мысу озера Сайсары культовый объект «Айыы Таҥара дьиэтэ». Однако главный архитектор республики Ирина Алексеева в ответ им написала, что это место отдается под парковку автомашин.
«На священном мысу, в месте, где проводятся обряды алгыс, будет автостоянка… Такое издевательское отношение к сакральному, святому своего народа недопустимо. Всем нам, кому не безразлична судьба озера Сайсары, проекта Олонхо, своей веры Айыы, Аар Айыы, Айыы Таҥара, будущего народа, должны сказать — НЕТ! Нет произволу чиновника от архитектуры, налево направо распоряжающегося священными землями народа как своими собственными участками. ДА — Храму Айыы, Айыы Таҥара дьиэтэ- на берегу озера САЙСАРЫ !!!», — призывает Лена Федорова.
Авторы, участники презентации книги «Айыы Тангара и кузнечный культ в тенгрианстве», состоявшейся на днях, по предложению Айсена Дмитриевича Сивцева — Айсена Дойду решили подписать коллективное обращение на имя Ил Дархана Айсен Николаев о поддержке возведения культового объекта «Айыы Танара дьиэтэ» на мысу полуострова священного для саха озера Сайсары.