Телемедицина – одно из направлений медицины, основанное на использовании современных коммуникационных технологий для дистанционного оказания медицинской помощи и своевременных консультаций.
Из истории. Впервые термин «телемедицина» был введен в 1974 году, однако еще задолго до этого практика проведения телемедицинских консультаций была реализована с помощью первого предшественника телефонного аппарата – телеграфа. Позже был изобретен телефон, затем – радио, телевидение и наконец – компьютер. С появлением ЭВМ человечество узнало, что такое интернет, и тогда телемедицина перестала быть технологией из разряда фантастики.
Первая трансконтинентальная медицинская видеоконференция была проведена в далеком 1965 году, в процессе которой выдающийся кардиохирург Майкл ДеБакей консультировал ход операции по замене аортального клапана на искусственное сердце.
Основные направления телемедицины. Среди основных телемедицинских направлений следует выделить следующие: телемедицинские консультации, телеобучение, он-лайн трансляция операций, дистанционный биомониторинг и домашняя телемедицина.
Телемедицинские консультации. В телемедицине именно удалённые консультации и диагностика пациентов считаются наиболее распространённым и популярным сервисом. С помощью систем видеоконференцсвязи между врачём-консультантом и пациентом налаживается полноценный аудиовизуальный контакт. Таким образом, пациент и врач могут не только видеть и слышать друг друга, но ещё и обмениваться графическими и текстовыми данными (например, рентгеновский снимок пациента или лицензия врача).
Президент России Владимир Путин 30.07.17, подписал закон о телемедицине, предусматривающий выписку электронных рецептов и возможность оказания врачебной помощи дистанционно. Согласно тексту закона, вводится возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и консилиумов, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента.
Уточняется, что в целях идентификации участников планируется использовать единую систему идентификации и аутентификации, а информационный обмен осуществлять с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Помимо этого, предполагается осуществление консультаций пациента с медиком с применением телемедицинских технологий, то есть дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента лечащим врачом после очного приема (осмотра, консультации), на основании данных о пациенте.
Закон вступает в силу с 1 января 2018 года, отдельные положения — с 1 января 2019 года.
Российский бизнес времени зря не теряет и активно готовится к легализации телемедицины. Яндекс уже выпустил сервис, который позволит пациентам за фиксированную сумму получать по аудио- или видеосвязи консультации от врачей. Сейчас компания заключает договоры с платными частными клиниками из разных регионов России. Запуск сервиса ожидается до конца апреля этого года. Он будет интегрирован в систему «Яндекс.Здоровье», запущенную в ноябре 2016 года.
Поскольку по действующему законодательству врачи не имеют права дистанционно ставить диагноз или выписывать лекарства, новый сервис лишь будет помогать людям «снять тревожность». При этом пациент не сможет выбрать конкретного врача по нужной специальности — это за него сделает система. Не будет возможности также связаться с доктором из своего города (это делается, чтобы врач не пригласил пациента к себе на офлайн-прием).