Министр транспорта РС(Я) Семен Винокуров сообщил в интервью газете «Гудок», что время для завершения работ на ж/д линии Томмот-Нижний Бестях уже упущено. До сих пор не определен подрядчик, не расторгнут договор с предыдущим – АО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», и это, по словам Винокурова, является главным препятствием. Напомним, строительство участка железной дороги Томмот–Нижний Бестях было начато в 2005 году. Однако из-за того, что подрядчик — «Инжиниринговая компания «Трасстрой» — был признан банкротом, строительство дороги так и не было завершено (степень готовности высокая – 93,8%). В 2014 году линейная часть дороги Томмот – Нижний Бестях была принята во временную эксплуатацию, в настоящий момент по ней осуществляется доставка грузов «северного завоза».
«Очередное судебное заседание перенесено на 3 апреля. Как только контракт будет расторгнут, у государственного заказчика — Федерального агентства железнодорожного транспорта — появится реальная возможность назначить тендер на определение нового подрядчика», – сказал Семен Винокуров.
«Даже если это произойдет сегодня, необходимо еще время на корректировку проекта, передачу проектно-сметной документации предыдущим подрядчиком, все это займет три-четыре месяца. Основной сезон строительства в Якутии – это летние месяцы, которые уже фактически упущены», – отметил министр.
Между тем, подчеркнул Семен Винокуров, Якутия остро нуждается в железной дороге. Существует Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (от 2006 года), есть инвестиционная программа комплексного развития Южной Якутии, которая в ближайшем будущем должна быть признана территорией опережающего развития. «У нас много полезных ископаемых в зоне тяготения к этой дороге, и эти проекты уже начали реализацию. В первую очередь это касается Инаглинского угольного комплекса, – сообщил он. – За счет средств федерального бюджета акционерной компанией «Железные дороги Якутии» были построены подъездные пути, и вот уже второй год мы видим серьёзные объемы перевозок угля, добытого компанией «Колмар», разрабатывающей эти месторождения».
Кроме того, за счет инвестиционного фонда РФ были разработаны инфраструктурные проекты и по другим месторождениям – это и подъездные железнодорожные пути, автомобильные дороги и объекты энергетики. «Южная Якутия, как я уже сказал, будет в ближайшее время признана ТОР, соответственно у территории появляется мощный импульс для развития», – подчеркнул министр.
В первую очередь, железнодорожным транспортом компании «Железные дороги Якутии» решаются вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности республики, которая составляет шестую часть территории России. Два года подряд именно железная дорога позволяет обеспечить «северный завоз», находящийся под угрозой срыва из-за мелководья на верхней Лене. Так, в прошлом году ограничения по осадке судов были введены уже с 20 июня через порт «Осетрово» в Усть-Куте, что действительно создало проблемы по «северному завозу», ибо доставка речным транспортом была традиционной схемой завоза, сложившейся еще с советских времен. Сейчас же, из-за того, что в Иркутской области из-за массовой вырубки лесов, частые лесные пожары, река Лена мелеет. Поэтому многие грузоотправители переключились на доставку через введенную во временную эксплуатацию железную дорогу до станции Нижний Бестях. Порядка 400 тонн было перевезено за прошлый сезон. «Мы возвращаемся к вопросу о завершении строительства и введении в постоянную эксплуатацию участка Томмот-Нижний Бестях. Чем быстрее решится этот вопрос, тем спокойнее будет потребителям Якутии, – подчеркнул Винокуров. – Что же касается тарифов, то доставка грузов железнодорожным транспортом абсолютно точно дешевле, чем автомобильным. Конечно, рекой дешевле всего доставлять насыпные грузы, но, что касается контейнеров и генеральных грузов, то тут, безусловно, железная дорога выходит на первый план. Плюс уходят риски и появляется возможность для гарантированной доставки жизненно важных грузов».
Что же касается строительства железнодорожного моста через реку Лену, то сейчас отечественными и китайскими проектировщиками выполняются предпроектные работы и уже в первом полугодии 2017 года компания должна выступить с инициативой по строительству моста на основе ГЧП.
При выполнении предпроектных работ не исключается проработка варианта мостовых опор в расчете на строительство в перспективе железнодорожной составляющей мостового перехода, так как строительство железнодорожной линии до Якутска и совмещенного автомобильно-железнодорожного мостового перехода через реку включено в перечень важнейших проектов Транспортной стратегии России, Схему территориального планирования РФ в области всех видов федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения.
«Между Sinohydro и Росавтодором заключен меморандум о реализации этого проекта. Рассматривается возможность подачи заявки в правительство Российской Федерации о заключении концессионного соглашения в рамках третьего Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке 6-7 сентября текущего года», – сказал Семен Винокуров.
Справка:
АО «АК «Железные дороги Якутии» создано 2 октября 1995 года Указом Президента Республики Саха (Якутия) №1123 от 01 августа 1995 г. с целью реализации проекта строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот- Якутск, призванной соединить столицу республики Саха (Якутия) с Байкало-Амурской магистралью.
Сегодня на участке Нерюнгри-грузовая- Томмот – 14 станций и разъездов, которые включены в прямое сообщение с общей сетью ОАО «РЖД», на этом отрезке пути осуществляется как грузовое, так и пассажирское сообщение.
ОАО «РЖД» и Республике Саха принадлежат 46,85% и 44,3% акций «АК «ЖДЯ» соответственно, остальные акции контролируются миноритариями.